Понятие производственной программы предприятия.
Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в
ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении
на определенный период (год, квартал, месяц). Производственная программа предопределяет задания по
вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в
материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с
финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. Предприятия
промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе
выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов
(договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных
потребностей. Производственная
программа состоит из трех разделов: 1. План производства продукции в натуральном выражении -
устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре
и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется,
исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения
максимального использования производственных мощностей; 2. План производства продукции в стоимостном выражении в
показателях валовой, товарной и чистой продукции; 3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также
полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими
предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема
реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с
учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной
заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции
также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на
предприятии цен на продукцию и услуги. Исходными
данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит
среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее
использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие
новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения,
реконструкции или расширения предприятия.
|